Как подготовить машину к зиме?

Подготовка автомобиля к зиме проводится заблаговременно — осенью, до того, как наступят первые морозы. Ниже мы расскажем о том, как подготовить авто к холодам и что должно входить в минимальный набор как новичка, так и опытного автовладельца.

Подготовка кузова авто к зиме

Прежде всего осмотрите кузов, нет ли на нем ржавых пятен и признаков коррозии. Зимой дороги посыпают солью, которая пагубно сказывается на состоянии авто. Если на кузове есть даже незначительная царапина, то к весне она превратиться в большое ржавое пятно, которое будет сложно устранить.

Если при осмотре обнаружатся дефекты, их нужно обработать специальным карандашом для закрашивания царапин. Кроме этого, желательно отполировать кузов защитной полиролью. Она предотвращает появление ржавчины и препятствует образованию наледи.

Многие автовладельцы обрабатывают кузов машины средством «Жидкое стекло» или используют антикоррозийное покрытие, которое защищает лакокрасочные материалы от появления новых пятен ржавчины.

Как подготовить аккумулятор к зиме

Если аккумулятор прослужил больше года, следует отчистить его от загрязнений, протереть влажной ветошью, очистить клеммы и основательно зарядить. Особенно если авто будет стоять на стоянке.

После этого установите батарею в авто, подсоедините клеммы и проверьте уровень заряда при помощи мультиметра. Для этого приложите щупы прибора к контактам предохранителя. Звуковой сигнал говорит о том, что неполадки отсутствуют, молчание — верный знак того, что требуется замена предохранителя.

Важно! Если аккумулятор заряжается плохо, а плотность электролита менее, чем 1,27 г/куб. см, стоит заменить АКБ. Зимой показатели снизятся еще больше, а это грозит тем, что машина может застрять на морозе в любой момент. Проверить показатели плотности можно специальным прибором — денсиметром.

Подготовка двигателя

Для легкого запуска двигателя многие автовладельцы подготавливаются основательно и устанавливают специальные предпусковые подогреватели, встраиваемые в систему охлаждения. Приборы делятся на два вида:

  • электрические — способны подогревать антифриз до нужной температуры, но только после подключения прибора к электросети;
  • автономные — предназначены для поддержания высокой температуры охлаждающей жидкости, а при необходимости добавляют ее в систему охлаждения двигателя.

Помимо этого, желательно промыть форсунки и очистить топливный бак от отложений. Если авто карбюраторное, то нужно выполнить его очистку.

Замена масла

Чтобы двигатель работал исправно, залитое масло должно соответствовать сезонности. Летнее само по себе густое, а в морозы оно становится более вязкое, что препятствует нормальной работе деталей. Именно поэтому в холодное время года нужно заливать зимнее или всесезонное масло. По правилам замена автомасла проводится два раза в год — весной и осенью.

Зимние виды масла выпускаются с маркировкой SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W или 25W. Летние — SAE 20, 30, 40, 50, 60. Эти показатели определяют вязкость. Например, 10W загустевает при температуре -10°С, а 15W при -15°С. Летом чаще всего используют масло с маркировкой SAE 30 или 40.

Меняем воду на антифриз

Для начала проверьте уровень воды в бачке омывателя лобового стекла. Если жидкости меньше положенного, долейте антифриз, а лучше полностью замените им воду. Если будет проводиться замена, следует промыть систему охлаждения специальными средствами. Они продаются в любом автомагазине. Если оставить воду, то при низких температурах она замерзнет и помыть загрязненное стекло не получится.

Обеспечьте хорошую видимость

Исправная и чистая оптика — залог хорошей видимости на дороге. Также огромную роль играют стекла и дворники. Чтобы передвигаться на своем авто безопасно, прочитайте, как правильно провести подготовку.

Лобовое стекло

В зимнее время лобовое стекло подвергается сильным перепадам температур, поэтому даже маленький скол в самый неожиданный момент может превратиться в большую трещину. Это очень опасно и нередко приводит к аварийной ситуации. Чтобы такого не произошло, обратитесь в автосервис, где мастера устранят дефект. Помимо этого, нужно тщательно отмыть стекло как изнутри, так и снаружи. Лучше это делать в темное время суток вблизи объектов с освещением. При солнечной погоде стекло кажется чистым, а ночью в свете встречных фар оно обычно становится мутным.

Важно! Мыть лучше специальными очистителями для автомобильных стекол. Они качественно удаляют жирную пленку и прочие загрязнения. Обычная вода с задачей не справится, а перемывать стекло на морозе — процесс не из приятных.

Фары

Проверьте, все ли фары исправны. Если есть неработающие лампочки, обязательно замените их. После этого все фонари нужно отрегулировать. Это можно сделать в любом автосервисе, где есть оборудование для контроля светового пучка. Если на поверхности фар есть царапины, устраните их с помощью специальных автосредств — полировочной пасты или полироли в баллончике.

Наружные и внутренние зеркала

Все зеркала нужно как следует отмыть и отрегулировать. Если они оснащены световыми элементами, проверьте их и замените неисправные детали на новые.

Дворники

Если после работы дворников на стекле остаются разводы, полосы воды или загрязнения, вероятнее всего, резинки пришли в негодность. В таком случае нужно заменить стеклоочистители, которые делятся на 4 вида — каркасные, бескаркасные, гибридные и зимние. Последние предназначены как раз для зимы. Они выполнены из пластичных морозоустойчивых материалов и хорошо убирают снег.

Смазка дверных уплотнителей и замков

Чтобы при минусовой температуре уплотнители не потрескались и не порвались, их обрабатывают силиконовой спрей-смазкой. Средство повышает морозоустойчивость и эластичность уплотнителей, а также предотвращает их примерзание к кузову машины.

Не забудьте смазать замки дверей, багажника, капота и обязательно личинку центрального замка.

Антикоррозионная обработка днища авто

Внимательно осмотрите днище авто. Идеально, когда есть свой гараж со смотровой ямой. Если во время проверки обнаружились ржавые пятна или коррозия, дефекты нужно обработать. Чаще всего автовладельцы применяют битумную мастику или антикор — антикоррозийное средство для днища и подкрылок. Прежде чем начинать обработку, нужно прочитать правила использования антикора и как следует отмыть все днище, а не только области вокруг ржавых пятен.

Проверка амортизаторов

При подготовке ходовой части первым делом проверяются амортизаторы. Чаще всего они выходят из строя постепенно, поэтому автовладелец замечает серьезную поломку уже по факту. Чтобы этого не произошло, проведите тщательную диагностику. Это можно сделать самостоятельно. Также проводятся:

  • Визуальный осмотр — о поломках могут говорить следы коррозии и подтеки масла на штоке.
  • Раскачка авто — после нажатия с усилием на переднюю и заднюю часть в районе колеса машина должна плавно возвращаться в исходное положение. Рывки и хруст говорят о поломке.
  • Диагностика во время эксплуатации — если при передвижении авто сильно раскачивается из стороны в сторону, плохо реагирует на повороты руля и слышатся стуки на неровной дороге, следует задуматься об обращении в автосервис.

Если амортизатор потек и есть вышеперечисленные дефекты, машина поездит какое-то время, но, во-первых, это опасно, во-вторых, вы в любое время можете застрять на морозе. Лучше не рисковать и своевременно устранять поломки.

Замена резины

В зависимости от климатических условий региона резина меняется в октябре-ноябре. Для украинских дорог подходят шины с буквенным обозначением «М+S», «MS» или «M&S». Резина с шипами хороша для тех, кто часто ездит за город по обледенелым дорогам. Нешипованные шины обеспечивают хорошее сцепление с мокрым асфальтом.

Проверка тормозной системы

Для начала проверьте тормозную жидкость в бачке. Если ее меньше нормы, долейте. Если жидкость не менялась больше полугода, следует провести замену. Также обратите внимание на целостность тормозных шлангов. После этого проверьте работоспособность тормозных колодок. Если во время торможения присутствует скрежет, глухой шум или вибрация, а машину тянет в сторону, стоит обратиться в автосервис.

Еще один этап — проверка герметичности тормозной системы. Для этого нажмите несколько раз на педаль тормоза. При исправности механизмов вы почувствуете сопротивление, которое нарастает с каждым нажатием. Если оно не меняется или падает, это верный сигнал того, что есть проблемы с герметичностью.

Важно! При проверке тормозной жидкости обратите внимание на ее цвет и запах. В норме она желтая, темно-коричневая, красная или розовая (в зависимости от класса) и пахнет спиртом. Черный цвет и запах гари говорят о том, что жидкость нужно менять.


Проверяем фильтры и отопление

Перед наступлением сезона холодов обязательно проверьте отопление. Для этого включите печку и посмотрите, насколько правильно она работает.

Проблема с плохим прогревом может быть из-за воздушной пробки в системе охлаждения двигателя или, например, из-за неисправности заслонок.

Если воздух горячий, но поток слабый, нужно проверить воздушные фильтры. Вообще, их рекомендовано менять каждые 10 тыс. км., а если вы часто ездите по пыльным местностям, то каждые 8 тыс. км.

Изношенность фильтров определяется по нескольким параметрам:

  • снижение потока воздуха из дефлекторов обдува;
  • сбои в работе печки;
  • запах выхлопных газов внутри салона;
  • быстрое запотевание стекол в холодное время года;
  • попадание в салон пыли с потоком воздуха при включении системы вентиляции.

Если отмечается хоть один из перечисленных дефектов, стоит задуматься о смене фильтра.

Проверка патрубков и ремней

Патрубки можно проверить самостоятельно на холодном двигателе. Чтобы выявить скрытые дефекты, откройте капот и зажмите шланг пальцами в месте его соединения. Когда патрубок жесткий, это хороший знак. Если же он стал мягким и не возвращается в исходное положение после разжатия пальцев, проверьте его более тщательно:

  • посмотрите, нет ли трещин, сильных сгибов и износа в местах соединения;
  • проведите ладонью по всей длине шланга — шероховатости могут говорить о повреждении шланга химическими веществами.

Не стоит пытаться чинить шланги при помощи изоленты, скотча или клея. Их лучше сразу менять на новые.

Проверка ремней проводится визуально. Их осматривают в целях исключения трещин, сильного износа, расслаивания и сколов. Чаще всего ремень изнашивается по бокам, что приводит к его чрезмерной гладкости изнутри, проскальзыванию во время работы авто, а затем и к обрыву.

Проверяем форсунки омывателя лобового стекла

Сопла форсунок очень часто забиваются пылью, солями и прочими отложениями. Это приводит к сужению сопла, а впоследствии формированию пробки. Устранить загрязнения можно при помощи обычной иглы, только следует делать это аккуратно. После этого включите омыватель на несколько секунд и проверьте уровень напора. Если он по-прежнему слабый, повторите процедуру несколько раз — до тех пор, пока напор струи не придет в норму.

Мойка авто

Мыть авто на улице при морозе нежелательно, поэтому лучше это сделать до наступления первых холодов. Чтобы выполнить качественную мойку, обратитесь в специализированный сервис. Там при помощи спецустановок удалят глубокие химические загрязнения и продуют все щели, замки, дверные ручки. Если этого не сделать, на морозе грязь затвердеет, что приведет к поломке механизмов.

Подкрылки и брызговики

Если на авто нет подкрылок и брызговиков, лучше их установить. Это решит проблему с чрезмерным загрязнением кузова, особенно если машина с передним приводом.

Проверка свечей

Самый простой метод проверки — поочередное снятие проводов со свечей при заведенном двигателе. При этом нужно внимательно прислушиваться к звукам. Если после снятия провода звук двигателя не меняется, значит, свеча пришла в негодность и требует замены.

Готовим «дизель» к зиме

Подготовка дизельного автомобиля к зиме проводится по тому же алгоритму, только здесь еще потребуется проверка компрессии в цилиндрах. Особенно это касается машин, у которых пробег более 100 тыс. км. Чтобы измерить компрессию в дизельном двигателе, используют специальный прибор — компрессометр. Норма — если он показал уровень не ниже 22 кг/см². Более низкие показатели могут говорить об износе гильзы цилиндров и поршневых колец.

Обязательный зимний набор автомобилиста

Кроме диагностики авто, следует позаботиться и о сборе обязательного набора. В него входят:

  • лопата — если придется откапывать застрявшую в снегу машину;
  • трос для буксировки — лучше эластичный, способный растягиваться при нагрузке;
  • щетка и скребок — чтобы отчищать снег с автомобиля;
  • провода для «прикуривания» — в случае если сядет аккумулятор и его придется заводить с помощью другой машины;
  • перчатки — на случай, если придется толкать авто;
  • запасное колесо;
  • моторное масло для доливки.

Помимо этого, не лишней будет и силиконовая смазка WD-40 или специальное средство для разморозки замков.

Полезные советы

Чтобы машина не подвела в самый неподходящий момент, ознакомьтесь с полезными рекомендациями специалистов:

  • Не стоит ездить с полупустым баком. При минусовой температуре из-за перепадов температуры на стенках бензобака образуется конденсат. Далее вода спускается на дно, попадает в бензонасос, а затем и в систему питания, выводя ее из строя.
  • Не заливайте в бачок стеклоомывателя водку. Из-за низкого процента спирта, она малоэффективна и не удаляет жирную пленку со стекла.
  • Следите за состоянием резины. Чтобы сцепление резины с заснеженной или ледяной дорогой было хорошее, следите за степенью износа шин. Высота протектора должна быть более 6 мм.
  • Обязательно отрегулируйте тормозную систему. Перед наступлением морозов обязательно отрегулируйте тормозную систему и замените жидкость, если ей больше 1,5–2 лет.

Не пренебрегайте советами, потому что неправильная подготовка автомобиля к зимней эксплуатации опасна как для жизни водителей и пассажиров, так и пешеходов.


Как подготовить авто к зиме новичку?

Некоторые виды диагностики и способы устранения неполадок доступны не только автомобилистам со стажем, но и новичкам. Например, замена жидкости для очистки стекол или смазка уплотнителей и замков. Если речь о тормозной системе или ходовой части, лучше обратиться в автосервис. Бывают дефекты, которые новичок может и не заметить, поэтому профессиональный осмотр опытными мастерами —это не роскошь, а необходимость.